Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти    

О развитии экономики Тувы




Главный экономический орган республики ведет свою историю от Госплана Тувинской Народной республики. В январе 1932 г. на базе Главного экономического совета ТНР была создана Государственная плановая комиссия при Совете Министров ТНР (1932-1941 гг.), преобразованная затем в Планово-экономическую комиссию при Совмине, действовавшую до 1944 г. Председателем Государственной плановой комиссии в 1932-1934 годы был Оюн Танчай Чырындыевич.
Первый пятилетний план развития народного хозяйства ТНР на 1933-1937 гг. был утвержден Советом Министров ТНР. Информационной базой для его разработки стали систематические исследования (перепись) населения и хозяйства Тувы, проведенные в 1931 г.
К моменту добровольного вхождения в состав СССР Тувинской Народной Республики применение методов социалистического планирования не было чем-то принципиально новым для Тувы, встраивание нового субъекта страны в систему плановой экономики прошло без каких-либо сложностей.
В период второй мировой войны были приняты меры по расширению старых и открытию новых промышленных предприятий, на которых создаются новые цеха для выполнения военных заказов, открывается швейкомбинат, лесозавод, кожевенный завод, ремонтно-механический завод.
Однако важная экономическая задача — повышение эффективности местной промышленности — оставалась еще нерешенной.

В эти годы выросли национальные кадры - рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. В 1942 г. Министерство народного просвещения открыло ремесленное училище в Кызыле, подготовившее только за первый год 86 слесарей, столяров, кузнецов и печников.

В годы войны получают дальнейшее развитие планирование и учет, создаются статистический отдел и Государственный комитет по закупкам зерна.

В 1941 г. создается Министерство промышленности и строительства, в ведении которого находились два управления — строительное и лесозаготовок, а также промышленные предприятия: авторемонтный, кожевенно-пимокатный, лесопильный и кирпичный заводы, пищевой и швейный комбинаты, сапожно-шорная мастерская, Кызылская электростанция, мельницы, горпромкомбинат. В 1944 г. в республике действовали три кустарно-промысловые артели — в Туране, Чадане и Шагонаре.

В послевоенное время по ряду экономических показателей республика приблизилась к уровню передовых областей СССР.

Сектор реальной экономики развивался довольно высокими темпами. В начале второй половины XX века ставились принципиально новые по масштабам, содержанию и практической направленности задачи. Предстояло дать комплексную оценку состояния минерально-сырьевой базы для определения возможных вариантов экономического развития регионов.

Совет министров СССР и Совет Министров РСФСР неоднократно принимали постановления сначала о мерах по оказанию помощи, а позже – о комплексном развитии Тувы. В них намечались конкретные меры по ускорению роста экономики, созданию современных предприятий, развитию образования, культуры и науки.

Особенно масштабным является постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему комплексному развитию производственных сил Тувинской АССР», принятое в 1976 г. Оно и в 80-е годы являлось ориентиром в экономическом и социальном развитии республики.

Значительные средства выделялись из Союзного и федерального бюджета. Стремительно нарастали объемы капиталовложений, направляемых на развитие материального производства и непроизводственной сферы. В 1960 г. объем капитальных вложений вырос по сравнению с 1946 г. в 33 раза, в 1970 – в 83, в 1983 – в 1,2 раза.

В промышленности было взято направление на развитие отраслей, признанных удовлетворить нужды населения и обеспеченных местной сырьевой базой. За 1944-1970 гг. объем валовой продукции всей промышленности возрос в 36,9 раза, а численность рабочих и служащих – в 70 раз. В результате укрепления энергетической базы выработка электроэнергии увеличилась в 214 раз.

Созданы предприятия союзного значения – комбинаты «Туваасбест», «Тувакобальт», угольный разрез «Каа-Хемский». В 70-е годы был сооружен Усть-Элегестинский завод стеновых материалов, строился завод керамического гравия. Также было освоено производство железобетона и увеличен выпуск кирпича. Созданы крупные общестроительные и специализированные строительно-монтажные организации, в том числе тресты «Тувинстрой», «Тувинсельстрой», «Тувинремстрой», «Тувинводстрой». В связи с необходимостью осуществления большого объема работ в зоне водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС в 1977 г. был организован трест «Шагонартяжстрой».

В 1971 г. республика была присоединена к единой сети энергетического объединения Сибири, что позволило удовлетворить потребность в электроэнергии ряда новых энергоемких предприятий.

Основной отраслью народного хозяйства Тувинской АССР является сельское хозяйство. Природные и социально-экономические условия, многовековой опыт местного населения определили исторически сложившуюся специализацию народного хозяйства Тувы на мясо-шерстном скотоводстве. За пределы республики вывозилась продукция животноводства (мясо, живой скот, кожа, шерсть).

За этот период возросло благосостояние народа, быстро росли денежные доходы трудящихся Тувы, улучшались торговое и бытовое обслуживание, развивались образование и здравоохранение. За большие достижения в развитии экономики и культуры Советская Тува была награждена в 1964 г. орденом Ленина, а в 1972 г. – орденом Дружбы народов.

В период ТНР, да и в первые годы советского периода в условиях крайнего дефицита кадров экономические органы часто возглавляли партийные выдвиженцы.

В 50-70-е годы ХХ века Госпланом Тувы руководили уже выпускники советских торговых, финансовых, сельскохозяйственных и технических вузов, посвятившие этой работе по 5-10 и даже 20 лет. Среди них в 1965-1970 годы Госпланом Тувинской АССР руководил Арланмай Андрей Монгеевич - первый экономист-тувинец, окончивший Московский институт Советской кооперативной торговли по специальности «экономист-плановик».

В Туве, где последствия первых лет радикальных экономических реформ были особенно тяжелыми, в ходе обсуждения перспектив развития региона основной задачей стало обоснование строительства железной дороги в республику. Еще в 60-70-е годы XX века Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Комиссия по изучению производственных сил и природных ресурсов при Президиуме АН СССР одобрили вариант строительства железнодорожной линии Аскиз (Хакасия) – Ак-Довурак – Шагонар – Кызыл. Вариант этот рассматривался с учетом строительства в будущем железной дороги в Монгольскую народную республику.

Сектор реальной экономики развивался довольно высокими темпами, однако отставал от социальной сферы. В условиях директивно-плановой экономики задачи рентабельности производства в качестве первоочередных не ставились. Многие предприятия были планово-убыточными и получали дотации через отраслевые механизмы перераспределения. Впоследствии это во многом определило остроту проблем и глубину промышленного спада в Туве. Не нашли кардинального решения транспортная и энергетическая проблемы. Несмотря на значительные усилия со стороны республики и в целом благожелательное отношение к проблемам Тувы партийно-советского руководства СССР, не удалось добиться строительства железной дороги. Тува осталась энергозависимым регионом с долей собственного производства электроэнергии не превышала 10%.

В мае 1992 г. в Туве, как и на федеральном уровне и в других регионах России, было создано Министерство экономики, Указом Президента Республики Тува от 15 мая 1992 г. № 5, Государственный комитет Тувинской АССР по экономике упразднен.

В 90-е годы, уже в условиях рыночной экономики разработчиками стратегии социально-экономического развития Тывы, с учетом новых реалий, повторно обоснована необходимость строительства железнодорожной линии в республику.
По предложению Правительства республики в Указ Президента Российской Федерации от 2 сентября 1992 г. «О неотложных мерах по стабилизации экономики и развитию социальной сферы Республики Тува» было включено поручение о разработке федеральной программы структурной перестройки экономики Тувы. Такая программа была в 1993-1994 гг. разработана совместными усилиями Министерства экономики и отраслевых министерств Тувы и после утверждения Правительством РТ была согласована с федеральными министерствами и ведомствами.

Период после 2000 года характеризуется наступлением экономической стабилизации и переходом к развитию. Отмечается ежегодный рост валового регионального продукта, объема промышленного производства, валовой продукции сельского хозяйства, доходов бюджета и уровня жизни населения.

На современном этапе к числу значимых направлений развития экономики относится укрепление реального сектора экономики, предпринимательской деятельности, туризма и привлечение инвестиций.

Валовый региональный продукт в расчете на душу населения на сегодняшний день возрос к уровню 90-х годов в 23 раза.

Инвестиционная активность в республике в последние годы имеет ярко выраженную позитивную динамику. Если до 2008 года инвестирование ограничивалось исключительно бюджетными средствами, то за 2009-2012 годы в республике заметно возросли объемы внебюджетных инвестиций в основной капитал. Рост почти в 1,5 раза, это 2 место по России.

Разработаны и приняты важные для инвесторов законы: «Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва», Закон об участии Республики Тыва в государственно-частных партнерствах, региональная программа «Улучшение инвестиционного климата в Республике Тыва». Создан Экономический совет по реализации инвестиционных проектов на территории Республики Тыва.

Кризисные явления, вызванные факторами внешнего и внутреннего характера, во многом определили социально-экономическую ситуацию в последние годы. Она складывалась непросто и в стране, и в регионах, включая Республику Тыва. Тем не менее, за счет мер, принимавшихся в соответствии с ориентирами различные меры, удалось стабилизировать и сохранить экономический рост.

Так, за 2016 год Республика стала одним из немногих регионов страны, где наблюдался рост промышленного производства. Индекс промышленного производства (105,3%) превысил среднероссийское (101,1%) и среднесибирское значение (100,4%).

В рейтинге среди регионов Сибирского федерального округа Республика Тыва находится в тройке лидеров по индексу промышленного производства (4 место), по индексу физического объема платных услуг населению (2 место). Среди регионов Сибири Республика Тыва по индексу производства продукции сельского хозяйства занимает 6 место, индексу объемов работ в отрасли строительства (6 место), по индексу оборота розничного товарооборота (8 место).

По количеству скота на душу населения республика прочно лидирует среди регионов Сибирского федерального округа.

Республика Тыва имеет всем объективные предпосылки для того, чтобы стать одним из центров экономического роста Сибири.